Луганская
Республиканская
Универсальная
Научная
Библиотека им. М.Горького

Подробнее

Правовая

Информация

Подробнее

Противодействие

Экстремизму

Подробнее

Совместные проекты

Конкурсы

Подробнее

Конкурс

«По следам Горького»

Подробнее

Портретный экслибрис на форзаце

2017 07 03 16Книги из личных библиотек известных людей творческих профессий в большинстве случаев не отличаются безликостью. Для библиофильской души они почти всегда желанны. И причин этому не так уж мало. Ну, во-первых, на этих печатных изданиях даже по прошествии многих лет сохраняется тепло рук их прежних владельцев, во-вторых, такие книги могут много рассказать об их читательских вкусах, в-третьих - у библиофила всегда теплится надежда обнаружить под обложкой какие-то неожиданности: вла­дельческие пометы, вкладные записи, автограф известного лица или, на худой случай, вложенную газетную вырезку удаленных го­дов...

2017 07 03 17Опытные книжники, конечно же, расширят перечень подобных находок.

Встречу с одним из таких книжных изданий однажды мне подарило очередное посещение сектора редких и ценных изданий Луганской Республиканской универсальной научной библиотеки им. М.Горького. Большеформатный том, но не теряющий из-за этого своего полиграфического изящества, с «Дневником путешествий в Московии» И. Корба, изданный Сувори­ным в 1906 году, когда-то обитал в библиотеке интереснейшего и популярного в свое время человека – Власа Михайловича Дорошевича (1864-1922), писателя, фельетониста, журналиста, театрального критика.

Принадлежность книги Дорошевичу подтверждает наклеенный на ее форзаце портретный экслибрис прежнего владельца. По мнению экслибрисистов, этот книжный знак выполнен в начале прошлого столетия художником А.Лео и является первым в России экслибрисом-портретом. Фотография Власа Дорошевича на нем заключена в изящную рамку, под которой на развернутом свитке ориги­нальным шрифтом написана фамилия владельца книги.

2017 07 03 18Автор экслибриса Александр Николаевич Лео был довольно плодовитым графиком, в совершенстве владел каллиграфией. Глав­ным его направлением в творчестве было оформление книг, особенно их обложек. Один из его современников отмечал, что в работах художника всегда присутствовали «математическая точность и глубокая тишина: ничего лишнего, растрепанного, тревожного; плоскость листа у него всегда в меру насыщена графическим содержанием». Среди его работ выделяется серийная обложка для «Всемир­ной литературы». Впервые, в послереволюционные годы в этих обложках выходили книги зарубежных авторов.

2017 07 03 19В.Дорошевич был внебрачным сыном артистки Соколовой и брошен ею на произвол судьбы. Усыновленный московским приставом Дорошкевичем, он позже выбросил из фамилии приемного отца букву «к» и стал Дорошевичем. Среди его псевдонимов был и такой – «Сын своей матери». Видимо, в нем ему хотелось выплеснуть горечь и иронию по поводу поступка самого близкого человека.

Влас Дорошевич работал и сотрудничал во многих периодичес­ких изданиях старой России: журналах «Будильник» и «Развлече­ние», газетах «Московский листок», «Биржевые ведомости», «Одес­ский листок», «Россия». С начала девятисотых годов Дорошевич, практически, возглавляя сытинскую газету «Русское слово», довел тираж этого издания почти до миллиона экземпляров. Этому способство­вала тематическая разнообразность публикуемых материалов и в немалой степени публикации фельетонов самого Дорошевича. «Русское слово», как, оппозиционная газета, была закрыта лишь после революции.

2017 07 03 20Свои фельетоны В.Дорошевич всегда писал короткими, почти афористическими предложениями. Для построения этих предложений в основном не требовались никакие знаки препинания кроме точки. Читались фельетоны легко и доступно.

В.Дорошевич был автором ряда книг, среди которых большой интерес вызвала «Старая театральная Москва». В советское вре­мя, в начале 60-х годов ушедшего столетия, состоялось издание солидного тома его рассказов и очерков.

2017 07 03 21Много лет В.Дорошевич собирал редчайшие периодические издания, листовки, карикатуры, а также различные документы времен Великой французской революции. В собрании имелся подлинник декрета с подписью Робеспьера, письма Сен-Жюста, Наполеона. Памятником коллекции В.Дорошевич считал номер маратовской газеты «Друг народа» со следами жидкости, напоминающей кровь. Собиратель считал, что этот газетный номер залит собственной кровью Марата. Во что, конечно, верится с трудом. Все это уникальное собрание помещалось в четырех объемных чемоданах. На приобретение печатных и рукописных свидетельств Великой французской революции Дорошевичем тратились приличные средства, За их сбором он не раз бывая в Париже и обходил местных антикваров и букинистов.

Судьба собрания трагична. Оно было утеряно самим собирателем. Видимо, этому способствовало болезненное состояние Дороше­вича в последние годы его жизни. Известно, что вскоре после окончания гражданской войны известный фельетонист сошел с ума, вообразив себя балериной.

Книги из библиотеки В.Дорошевича до сих пор встречаются библиофилам у букинистов, хотя не так уж часто. А вот кропотливые розыски специалистами его собрания материалов о Великой французской революции к успеху не привели. Даже не были обнаружены какие-либо фрагменты этой ценной коллекции.

Яков Смоляренко, библиофил

Контакты

Адрес:
291011 ЛНР,
г. Луганск, ул. Советская 78

Основная почта:
[email protected]

Резервная почта:
[email protected]

Карта сайта

Режим работы

Понедельник-Четверг - 9:00-18:00
Пятница - выходной
Суббота-Воскресенье - 9:00-17:00

Санитарный день - последний четверг месяца

На нашем сайте и в соцсетях в режиме 24/7

Счётчики

Яндекс.Метрика

Меню